РУС БЕЛ ENG

Организация питания

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

27.07.2023

ПОЛОЖЕНИЕ О БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

       

ПОЛОЖЕНИЕ

О БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

 средней школы №12 им. В.В.Бабко г. Гродно

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Бракеражная комиссия создается в целях осуществления контроля организации питания обучающихся, качества и безопасности, поступающих на объект общественного питания (далее – объект питания) пищевых продуктов и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении и раздаче пищи в государственном учреждении образования «Средняя школа №12 имени В.В.Бабко г. Гродно» (далее – учреждение).

1.2. Бракеражная комиссия осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

2.1. Бракеражная комиссия создается на основании приказа руководителя учреждения.

2.2. Для проведения бракеража создается бракеражная комиссия в составе 3 человек. В состав комиссии входят представитель администрации учреждения – председатель комиссии, заведующий производством или повар объекта питания учреждения, медицинский работник, педагогический работник.

2.3. Состав комиссии обновляется ежегодно на 01 сентября.

2.4. При отсутствии членов бракеражной комиссии обязанности выполняют лица, их заменяющие, если иное не определено приказом руководителя учреждения.

3. ПОЛНОМОЧИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

3.1. Бракеражная комиссия ежедневно проверяет качество готовой пищи в соответствии с Правилами бракеража пищи (Приложение 1 к настоящему положению) с регистрацией результатов бракеража в Журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном журнале) по форме приложения 12 к Санитарным нормам и правилам.

3.2. Бракеражная комиссия имеет право:

3.2.1. осуществлять контроль за работой объекта питания, в том числе:

за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при приеме пищевой продукции на объект питания учреждения;

за соблюдением сроков годности, условий хранения пищевой продукции в складских помещениях, холодильном оборудовании;

за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

за фактическим выходом порции каждого блюда;

3.2.2. проверить технологию приготовления пищи в соответствии с технологическими картами;

3.2.3. контролировать наличие суточных проб;

3.2.4. контролировать разнообразие и соблюдение двухнедельных рационов питания учащихся;

3.2.5. присутствовать при закладке основных продуктов;

3.2.6. выносить на рассмотрение директора учреждения предложения по улучшению качества и безопасности питания учащихся.

4. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

4.1. В случае выявления каких-либо нарушений, замечаний бракеражная комиссия вправе приостановить выдачу готовой пищи до принятия необходимых мер по устранению нарушений.

4.2. Решения бракеражной комиссии обязательны к исполнению администрацией учреждения и работниками объекта питания.    

 

Приложение 1

ПРАВИЛА БРАКЕРАЖА ПИЩИ

1. Общие положения

1.1. Все блюда, изготовляемые на объекте питания в учреждении образования, подлежат обязательному бракеражу по мере их готовности.

1.2. Бракераж готовой пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.

1.3. Бракераж блюд производят не менее трех лиц из состава бракеражной комиссии.

1.4. Бракеражная комиссия проводит оценку доброкачественности готовой пищи по органолептическим показателям, правильности кулинарной обработки приготовленных блюд, соответствие выхода блюд меню-раскладке, проведение С-витаминизации блюд.

1.5. Прежде чем приступить к процедуре бракеража члены бракеражной комиссии должны быть ознакомлены с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления блюд.

1.6. Члены бракеражной комиссии должны владеть методикой органолептической оценки готовой пищи.

1.7. Оценка качества готовой пищи заносится в Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) до начала ее реализации. При нарушении технологии приготовления пищи бракеражная комиссия обязана снять блюда с раздачи, направить их на доработку или переработку.

1.8. Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью. Хранится Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) на объекте питания учреждения.

1.9. За качество пищи несут ответственность работники объекта питания, члены бракеражной комиссии, осуществившее контроль качествапищи, и допустившее ее к потреблению.

2. Методика органолептической оценки готовой пищи

2.1. Качество готовой пищи по органолептическим показателям (вкус, запах, внешний вид, цвет, консистенция) должно соответствовать технологическим документам, устанавливающим требования к качеству продукции (технологические карты на конкретные виды продукции).

2.2. Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов готовой пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.

2.3. Запах готовой пищи определяется при затаенном дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.

2.4. Вкус готовой пищи следует устанавливать при характерной для нее температуре (горячие блюда должны иметь температуру (+50) С, холодные напитки должны быть комнатной температуры, но не ниже (+16) С, салаты (+14) С - (+16 С).

2.5. Вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха.

3. Особенности органолептической оценки первых блюд

3.1. Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку.

3.2. Отмечают внешний вид и цвет:

качество обработки сырья (тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности);

форма нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов);

прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы (недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок);

пробу пюреобразных супов сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие не протертых частиц (суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности).

3.3. Определяют вкус и запах:

блюдо должно обладать присущим ему вкусом, без постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола;

у заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус (если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны).

3.4. Не допускаются к раздаче блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

4. Особенности органолептической оценки вторых блюд

4.1. В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.

4.2. Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3 Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.4. Жаренная рыба должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму при порционировании.

4.5. В крупяных, мучных или овощных гарнирах проверяют также их консистенцию:

в рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга (распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков);

макаронные изделия должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки;

при оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, их внешний вид, цвет (если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира).

4.6. Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Обращают внимание на пассированные коренья, лук в составе соуса (их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию), цвет соуса (если в него входят томат или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета), вкус соуса (плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус).

4.7. При определении вкуса и запаха вторых блюд обращают внимание на наличие специфических запахов (вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная – приятный слегка заметный вкус свежегомасла, на котором ее жарили).

свернуть

Положение о Совете по питанию средней школы № 12 им. В.В.Бабко г. Гродно

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ

Настоящее положение разработано для государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 имени В.В.Бабко               г. Гродно», обеспечивающего получение общего среднего образования

Совет  по питанию (далее – Совет) в своей деятельности руководствуется нормативными документами: Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 694 от 14.10.2019, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановлений Совмина от 11.10.2013 № 905, от 06.05.2014 № 434, от 26.11.2014 № 1104, от 18.06.2015 № 510, от 16.02.2016 № 126, от 01.07.2016 № 529, от 03.02.2017 № 95), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2019 №504 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317»,  Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» от 27 декабря 2012 г. № 206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018     № 39), Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования от 07.08.2019          № 525.

Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся советом по питанию и принимаются на его заседании.

Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

Цели и задачи работы Совета

         Цель. Создание условий, обеспечивающих полноценное питание учащихся, как основного фактора охраны их здоровья и пропаганды здорового образа жизни, формирование навыков культуры питания.

          Задачи:

  1. Реализация нормативных документов, регламентирующих организацию питания учащихся в учреждении образования;
  2. Своевременное выявление и информирование руководителя учреждения образования о проблемных вопросах по организации питания учащихся, для принятия мер по их устранению;
  3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;
  4. Разработка и интеграция нового передового опыта, инновационных форм организации питания учащихся в учреждении образования.

Организация работы совета по питанию

  1. В состав Совета по питанию входит 7-9 человек (заместитель директора учреждения образования (ответственный за организацию питания), медицинский работник, заведующий производством, учителя, представитель родительской общественности, член профсоюзного комитета, член ученического самоуправления).
  2. На заседания Совета по питанию могут приглашаться повара, законные представители.
  3. Совет по питанию на первом заседании избирает секретаря сроком на один учебный год.
  4. Председатель Совета по питанию организует деятельность Совета по питанию и контролирует выполнение ранее принятых решений.
  5. Совет по питанию работает по плану, принятому на первом заседании и утвержденному директором школы.
  6. Заседания Совета по питанию созываются один раз в месяц, в соответствии с планом работы.
  7. Заседания Совета по питанию правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 его состава.
  8. Ответственность за выполнение решений Совета по питанию лежит на заместителе директора, курирующем организацию питания учреждения образования. Решения выполняют ответственные лица, указанные в протоколе Совета по питанию. Результаты оглашаются на следующем заседании Совета по питанию.

 Основные направления работ

  1. Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.
  2. Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов.
  3. Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение руководителю учреждения образования.
  4. Определение вместе с руководством учреждения образования графика дежурства учащихся по столовой, графика дежурства педагогов.
  5. Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания.
  6. Организация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием.
  7. Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, рациональных основ питания, воспитанию культуры питания среди учащихся, с привлечением к этой работе специалистов.
  8. Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спро­са на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие  их предложений по улучшению качества питания.
  9. Разработка и распространение наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни.
  10. Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой.
  11. Проведение смотров-конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания детей.
  12. Осуществление контроля по следующим позициям:

доставка пищевых продуктов на объект общественного питания;

хранение пищевых продуктов;

закладка пищевых продуктов;

приготовление и реализация готовых блюд;

соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

организация производственного контроля;

выполнение примерных двухнедельных рационов питания;

выполнение требований к организации диетического питания;

выполнение требований к организации питания льготных категорий учащихся.

         Результаты проверок оформляются в виде чек-листов с последующим их рассмотрением на заседании Совета 1 раз в четверть (при необходимости 1 раз в месяц).

  1. Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.
  2. Внесение предложений по развитию материальной базы пищеблока.

 Ответственность Совета по питанию

  1. Совет по питанию несет ответственность за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций.
  2. Совет по питанию несет ответственность за соответствие принимаемых решений законодательству Республики Беларусь и нормативным документам, регламентирующим организацию питания в учреждении образования.

 Делопроизводство

     Совет по питанию ведет следующую документацию:

     план работы Совета на учебный год;               

         отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества    питания учащихся учреждения образования и предложениями по их улучшению;

         акты по проверке организации питания, чек-листы анализа организации питания учащихся;

     графики по организации процесса питания и контроля за ними;

         материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;

         Заседания Совета по питанию оформляются протоколом. В протоколе заседания Совета по питанию фиксируются:

         дата проведения заседания;

          количественное присутствие (отсутствие) членов Совета по питанию;

         приглашенные (Ф.И.О., должность);

         повестка дня;

         ход обсуждения вопросов;

         предложения, рекомендации и замечания членов Совета по питанию и приглашенных лиц;

          решение.

         Протоколы подписываются председателем (или заместителем председателя) и секретарем Совета по питанию. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

         Методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов,

учащихся и родителей, отчеты, анализ, протоколы группируются в отдельную папку, которая хранится в течение года

 

свернуть