РУС БЕЛ ENG

Молодому педагогу

Пять советов молодому педагогу

  1. Неустанно овладевайте методическими приёмами активизации работы учащихся на уроке. Чем активнее задействованы учащиеся в процессе обучения, тем успешнее проходит урок.
  2. Искренне любите свой предмет, детей, свою работу.
  3. Непрерывно развивайте свой педагогический артистизм. Успешность образовательного процесса во многом зависит от педагога с развитой и ярко выраженной индивидуальностью. Важную роль играет такое неповторимое явление, как педагогический артистизм. Развивайте свои артистические способности, и они помогут Вам не только выразительно преподнести учебный материал, но и будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке.
  4. Постоянно учитесь чувствовать ученика. Развитость эмпатии в большой степени влияет на процесс обучения. 
  5. Настойчиво стремитесь стать профессионалом.

Успехов Вам в достижении профессионализма!!!

Современный урок. Требования к современному урок

Методические рекомендации учителю
развернуть

          Урок – это  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

          Планирование любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

          Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

          В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

          уроки изучения нового учебного материала;

          уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

          уроки обобщения и систематизации;

          комбинированные уроки;

          уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

          Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-путешествие; круглый стол; урок-состязание; пресс-конференция; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; математический хоккей.

          Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

         При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

        Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы урока: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.   

          Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

Структура урока изучения нового материала

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Подготовка к изучению нового материала   5-7 мин.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников       1-5 мин
  4. Ознакомление с новым материалом    20 мин.
  5. Первичное осмысление и применение изученного        10 мин.
  6. Подведение итогов урока   3 мин.
  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж      5 мин.

Структура урока обобщения и систематизации знаний

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Сообщение темы, цели урока      1 мин.
  3. Проверка домашнего задания      3 мин.
  4. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.          10 мин.
  5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)        15 мин.
  6. Формулирование выводов по изученному материалу   5 мин.
  7. Оценка результатов урока 3 мин.
  8. Подведение итогов урока   3 мин.
  9. Сообщение домашнего задания  4 мин.

         Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

         Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

 

Несколько советов по подготовке нестандартного урока:

  1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
  2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. 
  3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5 . Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

  1. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. 
  2. Нестандартные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нестандартные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

 

Совершенствование  организационно-методической культуры педагогов через систему самообразования

          Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

         Самообразование учителя   -  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Выбор темы самообразования.

         Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.

  1. «Интерактивные методики на уроке»;
  2. «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  3. «Работа с одаренными детьми»;
  4. «Дифференцированное обучение».

         Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

         Целями самообразования могут быть:

         повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

         изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

         Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: методическая литература семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.

         На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

         Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

         Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.

         По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

         Уважаемые коллеги! Образовательное направление в системе образования требует педагога нового типа. Современная школа испытывает потребность в учителе не только знающем свой предмет и способном объяснить ученикам материал, но и умеющим грамотно управлять учебной деятельностью учеников.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨     Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

¨     Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, кодекс, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

¨     Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨     Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨     Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨     Включите современные взгляды на проблему

¨     Используйте опыт работы педагогов других УО.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨     По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨     Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨     Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨     Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨     Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨     Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨     Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

           «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица. 

         Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

         Развивать познавательный интерес каждого  учащегося, причем развивать с 1-го класса.

         Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий. Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс считал, что учиться надо только весело: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Учеба должна вызывать  у ребенка радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.

         Основной формой работы, где учащиеся  получают  и  «переваривают»  знания остается урок. В.А.Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Очень важно учителю изучать методическую литературу, повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием и во время проведения урока  использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами в совокупности с новыми  педагогическими технологиями.                                      

        Развитию познавательной  активности учащихся способствуют:

нестандартные уроки; факультативные занятия; стимулирующие занятия; республиканские и районные конкурсы, научно-практические конференции; республиканские олимпиады, предметные недели; традиционные  уроки; внеклассные  мероприятия, а  также новые педагогические технологии: игровые технологии, информационные технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения и др.

         Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов.   Занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.

         Использование занимательного материала, познавательных заданий и вопросов, игрна уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление.  Эти методы и приемы существуют  и используются в работе учителей. 

         Изменение целей современного образования повлекло  за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.

         Немалую роль играют в обучении  школьников    информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, электронных программ по предметам   способствует развитию познавательной активности каждого ребенка.

            Только разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение  информационных технологий способствует формированию познавательной активности  школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

          Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, активизирует познавательный интерес и  увлекает учащихся  больше, чем  самый интересный  урок. Здесь они могут раскрыться, проявить свою фантазию, показать свой талант, свое умение в определенном виде деятельности.

 

Варианты формулировки целей уроков разных типов

                                                               Посредственный учитель излагает;

                                                              хороший учитель объясняет;

                                                               выдающийся учитель показывает;

                                                             великий учитель вдохновляет!

                                                                                                                   Л.Толстой

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование новых знаний

 

Учащиеся должны:

-иметь представление о ….

-иметь общие понятия о …

-распознавать …

- понимать содержание …

-ориентироваться в причинно – следственных связях …

- уметь выявлять закономерности …

Формирование новых умений и навыков

 

- уметь применять знания в стандартной ситуации;

- уметь самостоятельно выполнить задание …

- уметь раскрыть способ выполнения задания …

Закрепление и совершенствование знаний

- знать конкретную информацию …

- уметь (решить, провести анализ, сформулировать) …

- уметь воспроизводить полученные знания …

Систематизация и обобщение учебного материала

- знать …

- уметь систематизировать учебный материал …

- уметь делать обобщение ….

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля( знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)учащиеся должны:

- уметь узнавать при внешней опоре ..

- уметь узнавать по образцу ..

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ..

- уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию ..

  

 

свернуть