Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Планирование любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
уроки изучения нового учебного материала;
уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации;
комбинированные уроки;
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-путешествие; круглый стол; урок-состязание; пресс-конференция; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; математический хоккей.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.
Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы урока: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.
Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:
Структура урока изучения нового материала
- Организационный момент 1-2 мин.
- Подготовка к изучению нового материала 5-7 мин.
- Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин
- Ознакомление с новым материалом 20 мин.
- Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
- Подведение итогов урока 3 мин.
- Сообщение домашнего задания и инструктаж 5 мин.
Структура урока обобщения и систематизации знаний
- Организационный момент 1-2 мин.
- Сообщение темы, цели урока 1 мин.
- Проверка домашнего задания 3 мин.
- Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
- Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
- Оценка результатов урока 3 мин.
- Подведение итогов урока 3 мин.
- Сообщение домашнего задания 4 мин.
Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.
Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!
ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Несколько советов по подготовке нестандартного урока:
- Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
- Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
- Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
- При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5 . Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
- При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
- Нестандартные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нестандартные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Совершенствование организационно-методической культуры педагогов через систему самообразования
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Выбор темы самообразования.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
- «Интерактивные методики на уроке»;
- «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
- «Работа с одаренными детьми»;
- «Дифференцированное обучение».
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: методическая литература семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Уважаемые коллеги! Образовательное направление в системе образования требует педагога нового типа. Современная школа испытывает потребность в учителе не только знающем свой предмет и способном объяснить ученикам материал, но и умеющим грамотно управлять учебной деятельностью учеников.
Памятка по самообразованию
Возможная проблема
|
Пути решения
|
1. Не могу определиться с темой самообразования
|
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, кодекс, целевые программы, а так же статистические данные.
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
|
Подбор литературы:
¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите современные взгляды на проблему
¨ Используйте опыт работы педагогов других УО.
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
|
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
|
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
|
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
|
Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Развивать познавательный интерес каждого учащегося, причем развивать с 1-го класса.
Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий. Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс считал, что учиться надо только весело: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Учеба должна вызывать у ребенка радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.
Основной формой работы, где учащиеся получают и «переваривают» знания остается урок. В.А.Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Очень важно учителю изучать методическую литературу, повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием и во время проведения урока использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами в совокупности с новыми педагогическими технологиями.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют:
нестандартные уроки; факультативные занятия; стимулирующие занятия; республиканские и районные конкурсы, научно-практические конференции; республиканские олимпиады, предметные недели; традиционные уроки; внеклассные мероприятия, а также новые педагогические технологии: игровые технологии, информационные технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения и др.
Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. Занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.
Использование занимательного материала, познавательных заданий и вопросов, игрна уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление. Эти методы и приемы существуют и используются в работе учителей.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
Немалую роль играют в обучении школьников информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, электронных программ по предметам способствует развитию познавательной активности каждого ребенка.
Только разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение информационных технологий способствует формированию познавательной активности школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Внеурочная деятельность, правильно организованная учителем, активизирует познавательный интерес и увлекает учащихся больше, чем самый интересный урок. Здесь они могут раскрыться, проявить свою фантазию, показать свой талант, свое умение в определенном виде деятельности.
Варианты формулировки целей уроков разных типов
Посредственный учитель излагает;
хороший учитель объясняет;
выдающийся учитель показывает;
великий учитель вдохновляет!
Л.Толстой
Тип урока
|
Примерные формулировки целей
|
Формирование новых знаний
|
Учащиеся должны:
-иметь представление о ….
-иметь общие понятия о …
-распознавать …
- понимать содержание …
-ориентироваться в причинно – следственных связях …
- уметь выявлять закономерности …
|
Формирование новых умений и навыков
|
- уметь применять знания в стандартной ситуации;
- уметь самостоятельно выполнить задание …
- уметь раскрыть способ выполнения задания …
|
Закрепление и совершенствование знаний
|
- знать конкретную информацию …
- уметь (решить, провести анализ, сформулировать) …
- уметь воспроизводить полученные знания …
|
Систематизация и обобщение учебного материала
|
- знать …
- уметь систематизировать учебный материал …
- уметь делать обобщение ….
|
Проверка и оценка знаний
|
В зависимости от уровня контроля( знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)учащиеся должны:
- уметь узнавать при внешней опоре ..
- уметь узнавать по образцу ..
- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ..
- уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию ..
|