РУС БЕЛ ENG

Профильное обучение

http://profil.adu.by/

С 2015 года в учреждениях общего среднего образования республики на III ступени образования реализуется профильное обучение,  позволяющее более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной личности.

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Организация профильного обучения предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) с целью  ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных), спортивно-педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

С 2018/2019 учебного года возможность изучать учебные предметы на повышенном уровне получили учащиеся VIII-IX классов всех школ и гимназий (допрофильная подготовка).

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов. 

 Порядок формирования X классов

Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, желающих изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов, на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних лиц на имя руководителя учреждения общего среднего образования.

Вне конкурса при поступлении в школу в профильный класс в порядке перечисления принимаются: победители заключительного этапа республиканской олимпиады по профильным учебным предметам, победители республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по профильным учебным предметам, победители третьего (Минского городского) этапа республиканской олимпиады по профильным учебным предметам, победители второго (районного) этапа республиканской олимпиады по профильным учебным предметам (лица, имеющие право на льготы при приеме в средние школы).

Преимущественное право при равном количестве баллов на прием в школу для освоения содержания образовательной программы среднего образования на повышенном уровне в порядке перечисления имеют:

  • лица, имеющие по результатам итоговой аттестации более высокий средний балл;
  • лица, имеющие по результатам итоговой аттестации более высокий средний балл по учебным предметам, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.  

Какими могут быть профильные классы

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы.

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все предметы на базовом уровне.

Общими тенденциями профильного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников.

Зачем нужно профильное обучение

Вызовы современного мира определяют требования к организации образования, которое нацелено на овладение обучающимися необходимыми для успешной жизнедеятельности знаниями, универсальными учебными действиями и компетенциями. Личность в современном обществе должна обладать высоким уровнем ответственности, самостоятельности, мобильности, конкурентоспособности, конструктивности, инициативности, быть способной к постоянному самосовершенствованию, к самостоятельному решению проблем в различных жизненных ситуациях.

Первостепенной задачей современного образования является совершенствование его качества, соответствие образовательных услуг запросам потребителей, повышение уровня соответствия достигнутых отдельной личностью образовательных результатов социальному заказу и личностным ожиданиям. Именно такую направленность имеет введение профильного обучения. 

Допрофильная  подготовка –  основа профессионального самоопределения учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и  профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими  профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей  рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это  первоначальный этап личностного и  профессионального самоопределения учащихся.  Ее цель в определенной степени  противоположна цели профильного обучения -  не удовлетворение запросов и развитие  способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а  выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере  труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической  и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля  обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность  их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания. 

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения  становится  оказание  помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной  траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации  процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и  профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

- выявление интересов и склонностей, способностей  учащихся и  формирование практического опыта в  различных сферах познавательной и  профессиональной деятельности, ориентированного  на выбор  профиля обучения;

- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и  профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной  деятельности;

- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего  направления образования, путей получения профессии;

- оказание психолого-педагогической  и методической помощи педагогическим работникам и родителям  учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;

- отслеживание и корректировка (при  необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

1) развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;

2) приобретение учащимися  практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

3) обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей  профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки  учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс  информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или  ином профиле, а также направлений  продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом  и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение  условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение  дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с  учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в  профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

- способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

- оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с  учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;

- развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать  верный  профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном  и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на  положении о том, что причины возможных  трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.

Психологическое сопровождение  учащихся в ходе  допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и  ограничений в выборе ими дальнейшей  сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление  «обратной связи» на основе  анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных  коррекционных программ (при необходимости);  выявление и индивидуальное  консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и  проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития  творческого потенциала и направлены на  удовлетворение запросов и интересов  обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с  профессиональными интересами и намерениями  на продолжение образования. Оно создает предпосылки  для реализации  личностно ориентированного  образовательного процесса. При этом  построение  индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей  учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной  предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения;  социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения  учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также  профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их  профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

- осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования; 

- реализация принципов дифференциации и индивидуализации в  образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных  образовательных маршрутов с учетом  профессиональных интересов;

- расширение возможностей  социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

- формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на  современном рынке труда;

- повышение уровня мотивации  учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

1) следовать за естественным развитием личности учащегося;

2) обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с  миром и самим собой;

3) обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его  максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие  широкого спектра индивидуальных  образовательных программ для более  полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных  запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения  общего среднего образования, но  и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к  данной работе специалистов разных  профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для  профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения  профильного обучения являются:

- психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер  ожиданий учащимися  помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении; 

- консультационная работа с педагогами и родителями, которая  призвана оказать им содействие в  определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися  трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в  процессе решения учащимися  вопросов выбора;

- методическая работа, направленная  на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных  коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной  подготовки учащихся;

- профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и  педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание  поддержки каждому учащемуся в его  личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

- коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и  способностей личности;

- аналитическая работа, направленная на изучение  созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов  в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки  и профильного обучения ориентирован на становление уникальности  личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов  (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится  повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей  страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения: 

- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

- разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный  маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной  подготовки учащихся;

- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

- проектирует образовательный  процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и  поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие  навыков исследовательской деятельности;

- определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из  потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

- оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в  разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- использует многообразие видов и  форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе  преподавания учебного предмета;

- осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их  социально значимых личностных качеств;

- осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их  причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);

- содействует средствами учебного предмета профессиональному  самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

- развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных  видах деятельности, в частности в  освоении содержания предмета на  повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую  очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования  и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и  охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным  коллективом и  каждым учащимся, классный руководитель:

- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

- выявляет интересы,  склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его  успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и  профильного обучения;

- устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

- проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных  запросов учащихся;

- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к  образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной  деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в  выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в  различных видах внеучебной предметной  деятельности; создает условия для развития  познавательных интересов и  нравственных ценностей);

- развивает у обучающихся  навыки общения;

- проводит системную работу по  профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных  профессий; посещение учебных заведений региона, выставок;  тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

- содействует получению учащимися  дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в  учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

- осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;

- ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с  педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

- проведение индивидуальных  консультаций  с педагогами по вопросам успешности учащихся в  овладении  содержанием учебных  предметов;

- оказание педагогам помощи в  изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей; 

- вовлечение педагогов в проведение  совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

- организацию родительского  лектория;

- проведение тематических классных родительских собраний, на которых  рассматриваются вопросы особенностей  организации допрофильной  подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и  семьи в выборе ребенком  профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной  картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;

- налаживание и поддержание связи  семьи и учреждения образования не  только в целях координации  образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

- организацию  и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и  их родителями;

- привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

- осуществление индивидуального консультирования родителей по  вопросам личностного развития  учащихся, коррекции взаимоотношений  в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.