РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

 

Информационная характеристика проекта

Название инновационного проекта:

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

Участники: учителя и учащиеся 3-х классов, администрация школы

Консультанты инновационного проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент

Добродушенко Марина Иосифовна, проректор по научно-методической работе ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

Актуальность проекта:

Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.

В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.

По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой, функциональная грамотность – это базовое образование личности.

Выпускник начальной школы должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи,
  • сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее».

Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Научные теории и разработки, на основе которых создан инновационный проект

Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые и в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.

В данном понятии отображается сущность инновационного подхода: многомерный текст (в смысловом, коммуникативном, прагматическом плане) предполагает адекватное многомерное изучение и многоаспектно раскрывается на содержательном уровне.

Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений, сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.

Цели и задачи инновационной деятельности

Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;

- внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;

- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

Название этапа инновационной деятельности:

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Задачи этапа:

- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;

- создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебных предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;

-оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Срок реализации проекта: 2021-2024

 

Информационная характеристика проекта

Название инновационного проекта:Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени ОСО с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений (2022-2025)

ЦЕЛЬ инновационного проекта: 

повышение уровня сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования на основе применения методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.

ЗАДАЧИ инновационного проекта:

1.      Провести диагностику учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах с целью выявления уровня сформированности математических знаний и умений.
2.      Провести коррекционные занятия с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
3.      Провести уроки математики с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
4.      Провести мониторинг сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах.
5.      Подготовить методические рекомендации по внедрению методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) I–V класса.

     КОНСУЛЬТАНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Крюковская Наталья Владимировна, заведующий кафедрой теории и методики специального образования учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат педагогических наук, доцент