РУС БЕЛ ENG

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств,  черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для  общества отношения человека к представителям другого пола. Подростковый  период в отношении полового воспитания – это самый ответственный  возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью.  Особая актуальность этого вопроса связана с характерным для  современности ускоренным формированием структур и функций детского  организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием  психосексуальной сферы. Наряду с биологическими факторами это  обусловлено урбанизацией, условиями жизни и питания, методами  родительского воспитания. 

Половое развитие зачастую опережает формирование социально  принятых моральных и этических норм поведения, делая подростков  особенно восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем,  значительно затрудняя адекватное управление влечениями. 

Психологические особенности младших школьников 7-10 лет. Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне  нравственности, который характеризуется тем, что личность подчиняется  законам общественной нравственности, принятым окружающем ее  микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими  представлениями о добре и зле. У детей 7-10 лет формируются чувства  физиологической брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они  особенно любознательны, у них возникает потребность в расширении  представлений о мире живой природы. 

Психологические особенности младших подростков 11-12 лет. 11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация  половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время  первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой  сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их  повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным  обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки  предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно  там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения.  Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них  взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения,  украшения, прически, косметика и т.д.).

Психологические особенности старших подростков 13-15 лет. Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть  девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено  как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18- 19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно личностное общение, заключающееся в построении отношений с  противоположным полом. Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость, импульсивность; настойчивость может смениться апатией, отсутствием  стремлений и желаний что – либо делать; 

повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях  быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; 

потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом,  расчетливостью, деструктивным поведением; 

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков. 1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о  

физиологических изменениях, происходящих в организме при половом  созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди  и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в  сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы  контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового  возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох  неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее  подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер  этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) 

правилам личной гигиены. 

  1. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства.  И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся  уважать и личную жизнь других людей. 
  2. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции,  вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система 

подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к  своим переживаниям. 

  1. Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности). 
  2. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в  трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при  просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений,  подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку  пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью  личности. 
  3. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае. 
  4. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
  5. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны  осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения  существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У  подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на  примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной  способности наличествуют в душе каждого ребѐ нка. 
  6. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных,  важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных  отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется  повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут  зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и  смогут построить безопасные сексуальные отношения. 
  7. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, они не приемлют давление со стороны  взрослого.
  8. В старшем школьном возрасте особе внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:

добровольности (необходимое наличие взаимного желания  партнѐ ров к вступлению в сексуальную близость); 

уважение личности партнера; 

уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие  права принуждения к сексуальной близости); 

развитие навыков безопасного поведения в социуме; алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как  найти помощь). 

В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об  особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены,  соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед ,  дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и 

статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных  произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При  необходимости обращаться за консультацией узких специалистов  (гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).